Galina KARIMOVA

Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A. Donish, LEAD RESEARCHER AND CAAL SPECIALIST

Galina is an archaeologist and historiographer of archaeology of Central Asia who specialises in ancient religions. Her doctoral research focused on the Neolithic in the present-day Afghan-Tajik border region. This led to her becoming a leading scientific officer in the Department of Archaeology. She has always been inspired by the complexity of social structures and interaction between centres of religious practice and knowledge exchange across the area. In recent years she has dedicated her research to the remains at Penjikent District.

Download and read her monograph Archaeologists of Tajikistan, a work which has been called encyclopedic and is a book of respect for Tajik archaeology.

Г.Р. КАРИМОВА – ПЕРВАЯ ТАДЖИЧКА АРХЕОЛОГ

G.R. KARIMOVA: THE FIRST TAJIK ARCHAEOLOGIST

BY З.А. ИСАКОВА Z.A. ISAKOVA, ORIGINALLY PUBLISHED IN MUARRICH (HISTORIAN), 2019, NO. 3 (19), PP. 155-163. REPRINTED HERE WITH PERMISSION.
Click here to skip to the English version

Поводом представить основные вехи творческой биографии Каримовой  Галины Рахимовны, специалиста по традиционной культуре и верованиям народов Востока, историка и практика музейного дела (прежде всего в его источниковедческом и экспозиционном аспектах), послужил предстоящий 25 января 2020 г. юбилей ученого.

Галина Рахимовна – археолог, историограф археологии Центральной Азии, исследователь религии древних культур, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ. Г.Р. Каримова первая и на сегодняшний день единственная таджичка археолог.

Родилась 25 января 1960 г. в к. Айни, Ленинабадской области, в семье служащих. С 1966 по 1975 гг обучалась в средней школе № 6 им. А. Дехоти в поселке Колхозчиён Пенджикентского района. В 1977 г. окончила среднюю школу № 1 им. В.И. Ленина в г. Канибадаме. С 1978 – 1983 гг. студентка исторического факультета Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина. С 1983 – 1986 гг. аспирантка отдела археологии и нумизматики Института истории им А. Дониша АН Тадж. ССР. С 1986 г. по настоящее время  сотрудник сектора/отдела археологии и нумизматики Института истории, археологии и этнографии АН РТ.

После окончания средней школы некоторых колебаний в выборе профессии между юристом и историком искусства выбрала историю, а между искусствоведением и археологией она решила стать археологом.

В порядке эксперимента поступившие на кафедру Древнейшей и древней истории    специализировались по археологии не с третьего, как это было обычно, а с первого курса. В те годы кафедру возглавлял профессор А.Д. Джалилов. Кафедра представляла собой очень сильный научный коллектив, тесно связанный с академическими научными и культурными учреждениями, расположенными в столице республики г. Душанбе – Институт истории, археологии и этнографии  им. А. Дониша Академии Наук Таджикистана, Музей Истории и искусства им. К. Бехзода, Таджикская археологическая экспедиция (совместная с  Гос. Эрмитажем).

На историческом факультете ТГУ им. В.И. Ленина преподавали многие маститые ученые из названных институтов и музеев. На кафедре археологии читали лекции выдающиеся специалисты, работавшие в вышеназванных учреждениях. Из Академии наук преподавали академик Н.Н. Негматов, академик Ю.Я. Якубов, академик В.А. Ранов. Спецкурс приезжали читать академик А.П. Окладников, академик Б.А. Литвинский и др. В самом Университете археологию преподавал профессор А.Д. Бабаев.

Сразу после окончания первого курса и в последующие годы Галина участвовала во многих археологических экспедициях под руководством А.Д. Бабаева, работала на раскопках древнего Пенджикента в экспедиции ЛОИА, которую возглавлял выдающийся исследователь Средней Азии Александр Маркович Беленицкий. Таким образом, она прошла очень серьезную школу подготовки, овладев под руководством мэтров отечественной  археологии ХХ в. методиками кабинетных и полевых исследований древнейших памятников.

В 1983 г. Г.Р. Каримова окончила университет с рекомендацией в аспирантуру,  и получила красный диплом, свободный от распределения. Были предложения остаться на родной кафедре древнейшей, древней и средневековой истории исторического факультета ТГУ им. В.И. Ленина, преподавать в пединституте г. Ленинабада (Худжанд). Но она уехала в г. Пенджикент. Поближе к родителям, которых она незабвенно любила и постоянно заботилась. В Пенджикенте начала свою трудовую деятельность в стенах педучилища, которая, практически не начавшись, была прервана из–за приезда к её родителям Хершеда Юсуповича Мухитдинова (научного руководителя по университету). Х.Ю. Мухитдинов  был   не многословен. Проинформировав о получении направления в целевую аспирантуру, о котором родители не знали, заручившись их согласием на продолжение учебы, он сразу уехал. Его приезд стал темой серьёзного разговора   родителей с дочерью. Выяснилось, что Галина в аспирантуру не собирается. Но, чтобы не волновать и не расстраивать родителей, она поедет сдавать экзамены.  Без сомнения экзамены были сданы превосходно и Галину зачислили в аспирантуру отдела археологии Института истории  Академии наук Таджикской ССР.

С этого времени она начала осваивать проблемы и методы палеолитоведения, которые разрабатывал В.А. Ранов. К Вадиму Александровичу, Галина обращалась, когда писала дипломную работу (всем было известно, что лучшая научная библиотека по археологии в г. Душанбе это личная библиотека В.А. Ранова).  В.А. Ранов присутствовал на защите дипломной работы и особо отметил, как большую редкость, применять аналитические методы в археологических исследованиях на студенческой скамье. Это качество по плечу исследователям с большим опытом археологических исследований и именитым учёным. Учитывая склонность к аналитике Галине была дана тема сопоставительного анализа материалов каменного века Афгано-таджикской депрессии.

Приобретенные профессиональные навыки в дальнейшем позволили ей участвовать в полевых работах других экспедиций – Южно- таджикистанская археологическая экспедиция (ЮТАЭ), Таджикская археологическая экспедиция (совместная с  Гос. Эрмитажем), Таджикско – Французская археологическая экспедиция и др.

Этапы этого пути были достаточно непросты. Будучи по образованию историком-археологом, специализировавшимся по «Истории и искусству древней Индии» (в университете) и  палеолитическим памятникам Афгано-Таджикской депрессии (в аспирантуре) она вынуждена была неоднократно менять изучаемые эпохи и, это было сопряжено с тяжелым периодом истории многострадального Таджикистана. Временем, когда   республику покинули многие сотрудники отдела археологии, многие ушли из жизни.

Историк по образованию, археолог по призванию, искусствовед по влечению она все эти качества объединяет в своём хобби, наверное, самом актуальном для исследования теоретика археологии, – «вещизм». Это направление требует огромного, кропотливого и усердного сравнения анализа многочисленного материала по аналогиям, единовременности и т.д. Огромный объём просмотренной литературы повышает информированность и эрудированность, но в её работах он получил разработку направления – «Историография археологии Центральной Азии» (Каримова, 1996, 2012, с. 13-54; 2016 и др.)   

Охватывая мысленным взором все публикации Галины   поражаешься её интересу широкого спектра рассматриваемых вопросов. По мимо археологии в поле зрения Г.Р. Каримовой находится и проблема истории Великого шелкового пути, включенная в число программных проблем, изучаемых при поддержке ЮНЕСКО. По инициативе и под редакцией Галины подготовлена и издана, в частности, книга «На среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути: Номинация: Фергана-Сырдарьинский коридор» (Каримова, Филимонова, Рахимов, 1919), в которую вошли 5 ее статей.

К категории, не побоюсь использовать это определение, эталонных можно отнести публикации, написанные на материале единственного для территории Таджикистана энеолитичекого протогорода Саразм. Эта серия статей представляет аналитическую разработку материалов Саразма, которую после разработок моего отца А.И. Исакова практически никто не проводил. Галиной осуществлена классификация культовых сооружений, которая позволила   обратиться к проблемам  культовой и социальной  жизни саразмийцев (Каримова, 2009, с.262-282).  По результатам исследования типов погребений некрополя Саразм выделен тип «Саразмской погребельной культуры энеолита» (Каримова, 2009, с.262-282; 2011, с. 99-106; 2012, с. 119-130; 2013, с. 200-221). Выделено и обосновано понятие саразмской археологической культуры как общества с развитым производством, самобытными верованиями и культами. Осуществлено исследование дозороастрийских верований по материалам Саразма (Каримова, 2012, с. 119-130)  и древних верований и истоков шаманизма по археологическим материалам Таджикистана (Каримова, 2016, с. 138-199). Предложено рассмотрение цветовой символики Саразма как единой группы символов, имеющих общую смысловую картину поклонения астральным культам и огню (Каримова, 2017, с.146-158). Осуществлена классификация древних зеркал (Каримова, 2013, с. 200-221), топоров и кельтов Таджикистана (Каримова, 2016а). Рассмотрены древние печати Саразма как результат пиктограммического возникновения протописьменности (Каримова, 2016б). Неоднократно рассматривались проблемы мифологии и религии древнего населения Таджикистана (Каримова, 2007,с.103-128; 2016, с.138-199; Karimova, Kurbanov, 2008, p. 196 – 215; 2017, с.146-158)

Археологическое картографирование присутствует в её работе как плановая тема. Подготовлена в соавторстве с моим отцом А.И. Исаковым и академиком Ю.Я Якубовым «Археологическая карта верховьев долины Заравшана (Горно Матчинский, Айнинский и Пенджикентский районы)» (в печати)

И наконец, приход к неожиданной теме — этногенез таджикского народа, истории коллекций экспозиции Музеев Пенджикентского района, из этого обширного района, проблемам их источниковедения, атрибуции, каталогизации и экспонирования (Каримова, 2016). И совсем не неожиданное занятие исследованием петроглифов (Ранов, Каримова, 2013, с. 249-273 ; Каримова, Курбанов, 2014, с. 338-347; Каримова, 2019, с. 133-152; 2019, с. 92-114) скорее  всего это отдушина от строгой аналитики и погружение в мир виртуозного изобразительного искусства древних художников.

Непосредственными учителями, с которых она сформировалась как профессионал, по её словам, были выдающиеся ученые —Х.Ю. Мухитдинов, В.А. Ранов, Б.И. Маршак, А.И. Исаков. Именно они привили ей  фундаментальные принципы, которыми она руководствовалась в дальнейшей работе, касалось ли это археологии, историографии, этногенеза. Они сводились, во-первых, к доскональному изучению источника, будь то археологический памятник, музейный артефакт или архивный документ. Во-вторых, к знакомству с соответствующей научной литературой. В-третьих, к обращению при необходимости к специалистам других наук (петрографам, ботаникам, зоологам и т.д.). Наконец к поискам, созданию или выбору метода решения научной задачи или поставленной проблемы — такого метода, который обеспечивает доказательность результатов проведенного исследования. Ее благодарность и глубочайшее уважение к учителям остаются неизменными на протяжении всей ее научной деятельности. Это хорошо представляют её многочисленные биографические и юбилейные посвящения. Г.Р. Каримовой принадлежит серия статей из цикла «Персоналии» об археологах, работавших в Таджикистане (Каримова, 2007, с.248-257;2009, с. 333-341; 2011, с. 259; 2012, с.405-412; 2012, с. 1-27;  2013, с.13-33; 2014, с. 338-347; 2014а, с.348-359; 2014б,с. 360-362; 2014в, с.363-365; 2015, с. 7-17; 2015, с.191-198; 2016, с. 376-380; 2017, с.3-49), и ставший энциклопедическим в ещё не изданном виде, труд посвящённый археологам Таджикистана (Каримова, Археологи Таджикистана – в печати)

В полной мере впитав принципы и методику научных исследований своих учителей, Галина Рахимовна в дальнейшей работе, как в области археологии, так и в области истории науки, показала, что исторические науки, вопреки расхожим представлениям, могут быть столь же точными, как и те, за которыми право называться таковыми давно считается само собой разумеющимся. Позже это помогло ей разработать собственный метод атрибуции датирования зеркал по регламентированности в погребении (Каримова, 2013, с. 200-221); использовать пиктографические знаки изображенные на древних бронзовых и каменных печатях для определения торговых связей и путей проникновения влияния этнической культуры древнего населения (Каримова, 2020,   в печати); применить как источник анализ археологических материалов для рассмотрения вопросов и проблем этногенеза (Каримова, 2020,   в  печати).  И совсем не используемое в исторической науке Таджикистана направление, которым успешно занимается Г.Р. Каримова археология культовой архитектуры (Каримова, 2016, с. 342-375; 2017.- С. 120-139; 2017, с.288-315; 2019, с. 42-72 ; 2019, с.176-198; Рахимов, Каримова, 2019, с. 73-88; 199-221)

В 1996 г. она успешно защитила в ИИАиЭ кандидатскую диссертацию на тему «Археологическое изучение Афганистана и проблемы каменного века Афгано-таджикской депрессии», которая после совместной с В.А. Рановым доработки стала единственным на сегодняшний день фундаментально изданным монографическим изданием материалов каменного века Южного Таджикистана  (Ранов, Каримова, 2005)

В   секторе она сразу включилась в его актуальную на тот момент научную проблематику. Подготовку к изданию шести томной «Истории Таджикского народа». Первый том посвящён материалам самых древних периодов истории. Галина приняла активное участие в подготовке, читке и выверки текста.

Важно и как нам кажется необходимо сказать несколько слов о стиле работы Галины Рахимовны. Ее тщательное, дотошное отношение к материалам, касаются ли они явлений культуры, отдельных предметов, истории науки, биографии ученых, собирателей, художников, не знает границ. Она не торопится публиковать свои работы и увеличивать их число. Удивительно, что при таком отношении к делу список ее трудов достаточно внушителен. Ничто не заставит Г.Р. Каримову опубликовать работу, если у нее остаются какие-то сомнения в доказательности того или иного факта. Она может отказаться от публикации уже сданной в издательство статьи, если не вполне удовлетворительно с ее точки зрения представлен ракурс предмета в соответствующей иллюстрации. Казалось бы, мелочь, которой можно пренебречь. Но для неё в науке не существует мелочей, разделения на научную и техническую работу. Она углубленно изучает музейную документацию, журналы поступлений, систему учета, архивные записи, сравнивая различные их варианты, чтобы установить оригинальный и т.д., и т.п. — причем вносит в эту обыденную и монотонную работу творческое вдохновение. Буквально как археолог, она осторожно, по частям расчищает территорию своих «раскопок» и достигает оригинала.

Одним словом, Г.Р. Каримова создает источниковедческую базу, благодаря которой отдельный предмет или вся коллекция предстает как явление культуры таджикского народа. Проникновение в сущность вещей, отличающее её труды удивительно.

Она также не стремится к публичным выступлениям. Ее естественное состояние — работа в музеях, архивах, за письменным столом, за компьютером. Похоже, процесс поиска научной истины ей важнее и интереснее, чем обнародование результатов. Тем не менее она периодически принимает участие в конференциях и международных конгрессах — лично или посылая текст доклада.

Исключительно собранный и трудолюбивый человек, владеющий новейшими информационными технологиями как немногие; он несет на себе главную ношу редакторства АРТ («Археологические работы в Таджикистане» сборник отчётов отдела археологии) и связанную с этим организационную работу: содержание в порядке «портфеля», подготовку материалов к разрешению «РИСо» – редколлегии, официальную электронную переписку с авторами. 

Среди редакторов, она за несколько лет стала в отделе незаменимой. Наделенная чувством ответственности, крайне методичная и внимательная, никогда не жалеющая времени на улучшение текста и ничего не упускающая, терпеливая и очень благожелательная с авторами Галина Рахимовна быстро превратилась в образцового научного редактора. В этом ей помогает редкая по нынешним временам начитанность и чувство языка, а также глубокий интерес к редакторскому делу, к той скрупулезной и подчас буквоедской работе, которой требует доводка статьи, ее шлифовка. Благодаря её стараний в сборнике появилась рубрика «Случайные находки», «Юбилеи». Изменился формат. Усовершенствовался дизайн сборника, отвечающий требованиям оформления электронных библиотек. Всеми авторами не раз отмечалось, что сборник отчетов стал лучше издаваться.

Галине Рахимовне выпало счастье пройти школу у выдающихся учителей, чем она гордится. Ее учителя, ученые с мировым именем, тоже могли бы испытывать гордость за свою ученицу, которая, усвоив их научные принципы и творчески претворяя их в жизнь, создала свои направления в исторической науке и археологии Таджикистана. И старается привить эти навыки своим ученикам. Под её руководством защищено несколько кандидатских диссертаций.

Публикации Галины Рахимовны отличают острое художественное чутье, замечательная способность проникать в тайная тайных каждой изучаемой вещи, видеть и чувствовать в ней единство формы и содержания, синтетическое воплощение мировосприятия, духовного поиска, мастерства, всего того, что вызывало к жизни это изделие разума и рук человека в связи с общим ходом и состоянием исторического процесса в данной местности, стране и на определенных отрезках времени. По словам Галины Рахимовны, она стремится видеть в идущих из глубины столетий вещах «идеи наследия».

Это, конечно, прежде всего прирожденный дар. Однако художественной зоркости Галины Рахимовны, тонкости ее интерпретации изучаемых памятников материальной и духовной культуры прошлого способствуют и другие черты, и качества ее личности. Это, во-первых, глубокое и разностороннее знание многовековой истории народов Востока; во-вторых, — сопутствующий всей ее жизни глубокий интерес к литературе и искусству прошлого и настоящего. Поражают ее четкие и компетентные суждения о произведениях великих художников и скульпторов средневековья и нового времени.

При этом ее собственные взгляды порой расходятся со взглядами других исследователей. Убежденные, яркие выступления Галины в печати не оставляют равнодушными ее коллег по науке, способствуют движению научной мысли, обретению истины на путях творческого диалога.

В повседневной жизни. За внешней суровостью, сдержанностью, строгим испытующим взглядом Галины Рахимовны таятся ее
неизменно благожелательное отношение к людям, готовность помочь
всем нуждающимся в ее компетентных советах, консультациях, моральной поддержке.

Мы особо отмечаем эти примечательные черты личности Галины не в качестве дани ее юбилею, а прежде всего потому, что в своей совокупности они являют собой поучительный (особенно для молодого поколения ученых) образец самоотверженного служения науке, людям, широты интересов, глубины эрудиции, научной честности и исключительного трудолюбия. А трудолюбие — это действительно, огромно и органически присуще Галине   в неразрывном единстве ее личностных качеств ученого и человека. Работоспособность Галины не случайно поражает и восхищает всех знающих ее. Как один из не многих показателей за 2019 г. согласно отчёта отдела ею опубликовано 19 статей по мимо плановых.

Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким человеком — личностью разносторонней и целеустремленной, не безразличной в отношении к делу и к людям, в которых она ценит не только способности и таланты, но и научную чистоплотность. Небрежность в работе, неуважительное отношение к трудам предшественников или коллег, ориентация на конъюнктуру для нее абсолютно неприемлемы и вызывают резкое неприятие. Я очень дорожу ее отзывчивостью и душевной щедростью, в чем не раз имела возможность убедиться за все время нашей дружбы

Надеюсь, что ее творческих сил и вечно бурлящей духовной энергии хватит надолго, чтобы и дальше развивать важнейшие для нашей науки темы, над которыми Галина Рахимовна неустанно трудится, набирая все большую высоту.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Каримова Г.Р. Археологическое изучение Афганистана и проблемы каменного века Афгано-Таджикской депрессии.-АКД .- Душанбе, 1996.- 25 с.
  2. Каримова Г.Р. Культовые сооружения Саразма (по материалам раскопок А.И. Исакова в 1978-1986, 1989, 2000 гг.) // АРТ.- Душанбе.- 2009.- Вып. 33.- С.262-282
  3. Каримова Г.Р.  Саразмское зеркало в контексте обряда (проблема типологии погребальной культуры) // Наследие предков. – Душанбе. – 2011.- № 14.- С. 99-106.
  4. Каримова Г.Р. 60 лет отделу археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан // АРТ.- 2011. – Вып.35.- С.13-54
  5. Каримова Г.Р. Дозороастрийские верования древнего Саразма // Наследие предков. – Душанбе. – 2012.- № 15.- С. 119-130.
  6. Каримова Г.Р. Случайные находки топора – тесла и кельтов в Пенджикентском районе. // АРТ.- Душанбе. – 2013- Вып. 36.- С. 127-142.
  7. Каримова Г.Р. Зеркало в связи с погребальными обрядами в эпоху энеолита и бронзы (по материалам древних могильников Таджикистана). // Последний энциклопедист: к 90 летнему юбилею со дня рождения Б.А. Литвинского.- М.- 2013.- С. 200-221.
  8. Каримова Г.Р. Таджикистан//  Древние и средневековые религии Центральной Азии и Азербайджана в памятниках археологии./Традиционные верования и шаманизм.- Самарканд.- 2016.- Том 1.- С. 138-199.
  9. Каримова Г.Р. Музеи Пенджикента. (Серия: Музеи Таджикистана).- Душанбе: Офсет-принт, 2016.- 60с.
  10. Каримова Г.Р. Печати Саразма-пиктографические знаки или первые знаки протописьменности.// От Таджикистана до Турфана: следы культурного взаимодействия и наследие согдийцев / Материалы международной конференции в 2016 г.-Душанбе.- (в печати)
  11. Каримова Г.Р. Цветовая символика в культуре древнего Саразма. //Ахбори Осорхонаи миллии Чумхурии Точикистон.- Душанбе: Дакики.- 2017.- С. 84-95
  12. Каримова Г.Р. Головной убор саразмской жрицы //Проблемы археологии и  истории Таджикистана. К 80 летию со дня рождения академика Академии наук Республики Таджикистан Юсуфа Якубовича Якубова.- Сб. статей /Отв. редактор Г.Р. Каримова.- Душанбе: «Дониш».- 2017.- С.66-74
  13. Каримова. Г.Р. Мечеть – медресе Олима Додхо в Пенджикенте (по архивным материалам 1950-х, 70-х годов). // АРТ.- Душанбе, 2016.- Вып. 38, с.342-375 
  14. Каримова Г.Р. Мавзолей Ходжи Мухаммада Башоро в селении Мазори – Шариф Пенджикентского района // АРТ .- Душанбе, 2017.- Вып. 39.- С. 288-315
  15. Каримова Г.Р. Христианство по археологическим материалам Таджикистана // Душанбинский альманах. Взаимодействие религиозных и культурных традиций.- М.: ИПО «У Никитинских ворот».- 2017.- С. 120-139
  16. Каримова Г.Р. Религия в петроглифах Таджикистана // Муаррих.- Душанбе, 2019.-№ 1 (17).- С. 92-114
  17. Каримова Г.Р. Аштский комплекс петроглифов (Аштский район) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор  Шелкового пути[Таджикистан]/ составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов.- Душанбе: Офсет – Империя.- 2019.- С. 133-152
  18. Каримова Г.Р. Религия в петроглифах Таджикистана // Муаррих.- Душанбе, 2019.-№ 1 (17).- С. 92-114
  19. Каримова Г.Р. Архитектурный комплекс Шейх Муслихиддин (г.Худжанд) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор  Шелкового пути [Таджикистан]/ составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов.- Душанбе: Офсет – Империя.- 2019.- С. 42-72
  20. Каримова Г.Р. Мечеть-медресе Абдулатиф Султон (г.Истаравшан) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор  Шелкового пути [Таджикистан]/ составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов.- Душанбе: Офсет – Империя.-2019.- С. 176-198
  21. Каримова. Г.Р., Курбанов Ш.Ф. Наскальные изображения в сае Хавзак. // АРТ.- Душанбе, 2014.- Вып. 37, с.78-99.
  22. Каримова. Г.Р., Курбанов Ш.Ф. Наскальные изображения в сае Хавзак. // АРТ.- Душанбе, 2014.- Вып. 37, с.78-99.
  23. Курбанов Ш.Ф. Каримова Г.Р. Случайная находка – «ладьевидный» топор из селения Урметан // АРТ.- Душанбе, 2012.- Вып. 35, с.176-181
  24.  Раззоков А.Р.,  Каримова Г.Р., Курбанов Ш.Ф., Бобомуллоев С.Г. Саразм.- Душанбе: «Эчод»,- 2006.- 96 с.
  25. Ранов В.А., Каримова Г.Р. Каменный век Афгано-Таджикской депрессии.- Душанбе: «Деваштич», 2005.- 487 с.
  26. Ранов В.А., Каримова Г.Р. Наскальные изображения в верховьях долины Зарафшана. // АРТ.- Душанбе, 2013- Вып. 36, с. 249-273
  27. Рахимов Н.Т., Каримова Г.Р. Архитектурный комплекс Хазрати Бобо (г.Худжанд) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор  Шелкового пути [Таджикистан]/ составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов.- Душанбе: Офсет – Империя.- 2019.- 222 с. (С. 73-88)
  28. Рахимов Н.Т., Каримова Г.Р. Мавзолей Хазрати Шох (г.Исфара) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор  Шелкового пути [Таджикистан]/ составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов.- Душанбе: Офсет – Империя.-2019.- 222 с. (С. 199-221)
  29. Ранов В.А., Каримова Г.Р. Наскальные изображения в верховьях долины Зарафшана. // АРТ.- Душанбе, 2013- Вып. 36, с. 249-273.

G.R. KARIMOVA: THE FIRST TAJIK ARCHAEOLOGIST

By Z.A. Isakova, originally published in Muarrich (Historian), 2019, No. 3 (19), pp. 155-163. Reprinted here with permission.

The reason to present the main milestones of the creative biography of Karimova Galina Rakhimovna, a specialist in traditional culture and beliefs of the peoples of the East, a historian and practitioner of museum work (primarily in its source studies and expositional aspects), was the upcoming anniversary of the scientist on 25 January 2020.

Galina Rakhimovna – archaeologist, historiographer of archaeology of Central Asia, researcher of the religion of ancient cultures, candidate of historical sciences, leading researcher of the Department of Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. G.R. Karimova is the first and to date the only Tajik archaeologist.

Born on January 25 in the village of Ayni, Leninabad region, in the family of employees. From 1966 to 1975 she studied at secondary school No. 6 named after A. Dekhoti in the village of Kolkhozchiyon, Penjikent district. Graduated from secondary school No. 1 named after V.I. Lenin in Kanibadam. From 1978 to 1983 she was a student of the Faculty of History of the Tajik State University named after V.I. Lenin. From 1983 to 1986 she was a postgraduate student of the Department of Archaeology and Numismatics of the A. Donish Institute of History of the Taj Academy of Sciences, Soviet Socialist Republic. Currently a member of the Sector/Department of Archaeology and Numismatics of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan.

After graduating from high school with some hesitation in choosing a profession between a lawyer and an art historian, she chose history, and between art criticism and archaeology, she decided to become an archaeologist.

As an experiment, those who entered the Department of Ancient and Ancient History specialized in archaeology not from the third, as it was usual, but from the first year. In those years, the department was headed by Professor A.D. Jalilov. The department was a very strong scientific team, closely connected with academic, scientific, and cultural institutions located in the capital of the republic, Dushanbe – the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of Tajikistan, the Museum of History and Art named after K. Bekhzod, the Tajik Archaeological Expedition (jointly with the State Hermitage).

At the Faculty of History of TSU named after V.I. Lenin, many venerable scientists from these institutes and museums taught. At the Department of Archaeology, lectures were given by outstanding specialists who worked in the above-mentioned institutions. Academician N.N. Negmatov, Academician Yu.Y. Yakubov, Academician V.A. Ranov taught from the Academy of Sciences. Academician A.P. Okladnikov, Academician B.A. Litvinsky and others came to read the special course.

Immediately after the end of the first year and in the following years, Galina participated in many archaeological expeditions under the leadership of A.D. Babayev, worked on the excavations of ancient Penjikent in the LOIA expedition, which was headed by the outstanding researcher of Central Asia Alexander Markovich Belenitsky. Thus, she underwent a very serious training school, mastering under the guidance of the masters of Russian archaeology of the twentieth century.

In 1983, G.R. Karimova graduated from the university with a recommendation to postgraduate studies, and received a red diploma, free from distribution. There were proposals to stay at the native department of ancient, ancient and medieval history of the Faculty of History of TSU named after V.I. Lenin, to teach at the Pedagogical Institute of Leninabad (Khujand). But she went to Penjikent to be closer to her parents, whom she loved and constantly cared for. In Penjikent, she began her career in the halls of the pedagogical school, which, practically without beginning, was interrupted due to the arrival of Hershed Yusupovich Mukhitdinov (scientific supervisor at the university) to her parents. Kh.Y. Mukhitdinov was not verbose. Informing him that he had received a referral to a targeted postgraduate course, which his parents did not know about, having secured their consent to continue his studies, he immediately left. His arrival became the topic of a serious conversation between parents and their daughter. It turned out that Galina was not going to graduate school. But, in order not to worry and upset her parents, she will go to take exams.  Without a doubt, the exams were passed excellently and Galina was enrolled in the postgraduate course of the Department of Archaeology of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Tajik SSR.

Since that time, she began to master the problems and methods of Palaeolithic studies, which were developed by V.A. Ranov. Galina turned to Vadim Alexandrovich when she was writing her thesis (everyone knew that the best scientific library on archaeology in Dushanbe is the personal library of V.A. Ranov).  V.A. Ranov was present at the defence of the thesis and emphasized how rare it is to apply analytical methods in archaeological research on the student bench. This quality is within the reach of researchers with extensive experience in archaeological research and eminent scientists. Taking into account the tendency to analytics, Galina was given the topic of a comparative analysis of the materials of the Stone Age of the Afghan-Tajik depression.

The acquired professional skills later allowed her to participate in the field work of other expeditions – the South Tajik Archaeological Expedition (UTAA), the Tajik Archaeological Expedition (joint with the State Hermitage), the Tajik-French Archaeological Expedition, among others.

The stages of this path were quite difficult. Being a historian-archaeologist by education, specializing in the History and Art of Ancient India (at the university) and palaeolithic monuments of the Afghan-Tajik depression (in graduate school), she was forced to repeatedly change the studied eras and this was associated with a difficult period in the history of long-suffering Tajikistan. The time when many employees of the archaeology department left the republic, many passed away.

A historian by education, an archaeologist by vocation, an art historian by attraction, she combines all these qualities in her hobby, probably the most relevant for the study of the theorist of archaeology, ‘materialism’. This direction requires a huge, painstaking and diligent comparison of the analysis of numerous materials by analogy, simultaneity, etc. The huge amount of literature viewed increases awareness and erudition, but in its works she received the development of the direction –  Historiography of Archaeology of Central Asia (Karimova 1996, 2012, pp13-54; 2016, etc.)   

Embracing all of Galina’s publications with your mind’s eye, one is struck by her interest in the wide range of issues under consideration. In addition to archaeology, G.R. Karimova also considers the problem of the history of the Great Silk Road, which is included in the number of program problems studied with the support of UNESCO. On the initiative and under the editorship of Galina, the book On the Central Asian Routes of the Great Silk Road: Nomination: Fergana-Syrdarya Corridor (Karimova, Filimonova, Rakhimov), which included 5 of her articles, was prepared and published.

The category, I am not afraid to use this definition, of reference can be attributed to publications written on the material of the only Chalcolithic proto-city of Sarazm for the territory of Tajikistan. This series of articles presents the analytical development of Sarazm’s materials, which almost no one conducted after the development of my father A.I. Isakov. Galina carried out a classification of religious buildings, which made it possible to address the problems of the cult and social life of the Sarazmi people (Karimova, 2009, pp.262-282).  According to the results of the study of the types of burials of the Sarazm necropolis, the type of ‘Sarazma burial culture of the Chalcolithic’ was identified (Karimova, 2009, pp.262-282; 2011, pp. 99-106; 2012, pp. 119-130; 2013, pp. 200-221). The concept of The Sarazm archaeological culture as a society with developed production, original beliefs and cults is singled out and substantiated. A study of Zoroastrian beliefs based on the materials of Sarazm (Karimova, 2012, pp. 119-130) and ancient beliefs and origins of shamanism based on archaeological materials of Tajikistan (Karimova, 2016, pp. 138-199) is carried out. It is proposed to consider the colour symbolism of Sarazm as a single group of symbols that have a common semantic picture of the worship of astral cults and fire (Karimova, 2017, pp.146-158). The classification of ancient mirrors (Karimova, 2013, pp. 200-221), axes and Celts of Tajikistan (Karimova, 2016a) is carried out. The ancient seals of Sarazm are considered as a result of the pictographic occurrence of proto-writing (Karimova, 2016b).  The problems of mythology and religion of the ancient population of Tajikistan were repeatedly considered (Karimova, 2007, p.103-128; 2016, p.138-199; Karimova, Kurbanov, 2008, p. 196 – 215; 2017, p.146-158).

Archaeological mapping is present in her work as a planned theme. Prepared in co-authorship with my father A.I. Isakov and academician Y.Y. Yakubov ‘Archaeological map of the upper reaches of the Zarafshan valley (Gorno Matchinsky, Aininsky and Penjikent districts)’ (in print).

And finally, the coming to an unexpected topic – the ethnogenesis of the Tajik people, the history of the collections of the exposition of the Museums of the Penjikent district, from this vast area, the problems of their source studies, attribution, cataloguing and exhibiting (Karimova, 2016). And it is not at all unexpected to study petroglyphs (Ranov, Karimova, 2013, pp. 249-273; Karimova, Kurbanov, 2014, pp. 338-347; Karimova, 2019, pp. 133-152; 2019, pp. 92-114) most likely this is an outlet from strict analytics and immersion in the world of virtuoso fine art of ancient artists.

The direct teachers with whom she was formed as a professional, according to her, were outstanding scientists – Kh.Y. Mukhitdinov, V.A. Ranov, B.I. Marshak, A.I. Isakov. It was they who instilled in her the fundamental principles that guided her in her further work, whether it concerned archaeology, historiography, ethnogenesis. They boiled down, firstly, to a thorough study of the source, whether it was an archaeological monument, a museum artefact, or an archival document. Secondly, to acquaintance with the relevant scientific literature. Thirdly, to appeal, if necessary, to specialists of other sciences (petrographers, botanists, zoologists, etc.). Finally, to the search, creation or choice of a method for solving a scientific problem or a problem posed – a method that ensures the evidence of the results of the study. Her gratitude and deepest respect for teachers remain unchanged throughout her scientific activities. This is well represented by her numerous biographical and jubilee dedications. G.R. Karimova is the author of a series of articles from the series Personalities about archaeologists who worked in Tajikistan (Karimova, 2007, p.248-257; 2009, p. 333-341; 2011, p. 259; 2012, p.405-412; 2012, p. 1-27;  2013, p.13-33; 2014, p. 338-347; 2014a, p.348-359; 2014b, pp. 360-362; 2014v, p.363-365; 2015, pp. 7-17; 2015, p.191-198; 2016, p. 376-380; 2017, pp.3-49), and has become encyclopaedic in an unpublished form, a work dedicated to archaeologists of Tajikistan (Karimova, Archaeologists of Tajikistan, 2021).

Having fully absorbed the principles and methods of scientific research of her teachers, Galina Rakhimovna in her further work, both in the field of archaeology and in the field of the history of science, showed that historical sciences, contrary to popular beliefs, can be as accurate as those for which the right to be called such has long been taken for granted. Later, this helped her to develop her own method of attribution of dating mirrors according to the regulation in the burial (Karimova, 2013, pp. 200-221); to use pictographic signs depicted on ancient bronze and stone seals to determine trade relations and ways of penetration of the influence of the ethnic culture of the ancient population (Karimova, 2020, in print ); apply as a source the analysis of archaeological materials to consider the issues and problems of ethnogenesis (Karimova, 2020, in print).  And the direction not used at all in the historical science of Tajikistan, which G.R. Karimova successfully deals with the archaeology of cult architecture (Karimova, 2016, pp. 342-375; 2017.- S. 120-139; 2017, p.288-315; 2019, pp. 42-72 ; 2019, p.176-198; Rakhimov, Karimova, 2019, pp. 73-88; 199-221)

In 1996, she successfully defended her thesis at the IIAiE on the topic ‘Archaeological study of Afghanistan and the problems of the Stone Age of the Afghan-Tajik depression’, which, after joint revision with V.A. Ranov, became the only fundamentally published monographic edition of the Materials of the Stone Age of Southern Tajikistan (Ranov and Karimova, 2005).

In the sector, she immediately became involved in its current scientific problems at that time. Preparation for the publication of the six-volume History of the Tajik People. The first volume is devoted to the materials of the most ancient periods of history. Galina took an active part in the preparation, reading and verification of the text.

It is important and as it seems to us necessary to say a few words about the style of work of Galina Rakhimovna. Her careful, meticulous attitude to materials, whether they relate to cultural phenomena, individual subjects, the history of science, biographies of scientists, collectors, artists, knows no boundaries. She is in no hurry to publish her work and increase their number. It is surprising that with such an attitude to the matter, the list of her works is quite impressive. Nothing will force G.R. Karimova to publish the work if she still has any doubts about the proof of a particular fact. She may refuse to publish an article that has already been submitted to the publisher if the angle of the subject in the corresponding illustration is not quite satisfactory from her point of view. It would seem to be a trifle that can be neglected. But for her, there are no trifles in science, no division into scientific and technical work. She studies museum documentation, receipt books, the accounting system, archival records, comparing their various variants in order to establish the original, etc., etc. – and brings creative inspiration to this ordinary and monotonous work. Literally like an archaeologist, she carefully, piece by piece, clears the territory of her ‘excavations’ and reaches the original.

In a word, G.R. Karimova creates a source study base, thanks to which a single object or the entire collection appears as a phenomenon of the culture of the Tajik people. The insight into the essence of things that distinguishes her writings is amazing.

She also doesn’t seek public speaking. Her natural state is working in museums, archives, at her desk, at the computer. It seems that the process of searching for scientific truth is more important and interesting to her than the publication of the results. Nevertheless, she periodically participates in conferences and international congresses, either in person or by sending the text of a report.

An exceptionally collected and hardworking person who owns the latest information technologies like a few; it bears the main burden of editing ART (‘Archaeological Works in Tajikistan’ collection of reports of the Department of Archaeology) and related organizational work: maintenance in the order of a portfolio, preparation of materials for the permission of RISO – the editorial board, official electronic correspondence with the authors. 

Among editors, she became indispensable in the department in a few years. Endowed with a sense of responsibility, extremely methodical and attentive, never sparing time to improve the text and not missing anything, patient and very benevolent with the authors, Galina Rakhimovna quickly turned into an exemplary scientific editor. In this, she is helped by a rare reading and sense of language in modern times, as well as a deep interest in the editorial business, in that scrupulous and sometimes literal work that requires the refinement of the article, its polishing. Thanks to her efforts, the columns Accidental finds, Anniversaries appeared in the collection. The format has changed. The design of the collection, which meets the requirements of the design of electronic libraries, has been improved. All authors have repeatedly noted that the collection of reports has become better published.

Galina Rakhimovna was lucky to go through school with outstanding teachers, which she is proud of. Her teachers, world-renowned scientists, could also feel proud of their student, who, having mastered their scientific principles and creatively implementing them, created her own directions in the historical science and archaeology of Tajikistan. And she tries to instil these skills in her students. Under her supervision, several Ph.D. theses were defended.

The publications of Galina Rakhimovna are distinguished by a keen artistic flair, a remarkable ability to penetrate into the secret of each thing being studied, to see and feel in it the unity of form and content, the synthetic embodiment of world perception, spiritual search, skill, everything that brought to life this product of the mind and hands of man in connection with the general course and state of the historical process in a given area, country and for certain periods of time. According to Galina Rakhimovna, she strives to see ‘heritage ideas’ in things coming from the depths of centuries.

This, of course, is first and foremost a born gift. However, the artistic vigilance of Galina Rakhimovna, the subtleties of her interpretation of the studied monuments of material and spiritual culture of the past contribute to other features and qualities of her personality. This, firstly, is a deep and versatile knowledge of the centuries-old history of the peoples of the East; secondly, her lifelong deep interest in literature and the art of the past and present. She is struck by her clear and competent judgments about the works of great painters and sculptors of the Middle Ages and modern times.

At the same time, her own views sometimes diverge from the views of other researchers. Galina’s convinced, bright speeches in the press do not leave indifferent her colleagues in science, contribute to the movement of scientific thought, the acquisition of truth through creative dialogue.

In everyday life. Behind the external severity, restraint, strict examining gaze of Galina Rakhimovna lurks her invariably benevolent attitude towards people, readiness to help all those in need of her competent advice, consultations, moral support.

We emphasize these remarkable personality traits of Galina not as a tribute to her anniversary, but primarily because in their totality they are an instructive (especially for the younger generation of scientists) example of selfless service to science, people, the breadth of interests, the depth of erudition, scientific honesty and exceptional diligence. And hard work is really, huge and organically inherent in Galina in the inseparable unity of her personal qualities as a scientist and a person.  It is not by chance that Galina’s efficiency amazes and delights all those who know her. As one of the not many indicators for 2019, according to the report of the department, she published 19 articles in addition to the planned ones.

I am grateful to fate for the fact that it brought me together with such a person – a person who is versatile and purposeful, not indifferent in relation to business and to people in whom she appreciates not only abilities and talents, but also scientific purity. Negligence in work, disrespectful attitude to the works of predecessors or colleagues, orientation to conjuncture for her are absolutely unacceptable and cause sharp rejection. I very much appreciate her responsiveness and spiritual generosity, which I have had the opportunity to see more than once during the entire time of our friendship.

I hope that her creative forces and eternally bubbling spiritual energy will be enough for a long time to further develop the most important topics for our science, on which Galina Rakhimovna is working tirelessly, gaining more and more height.

LITERATURE

  1. Karimova G.R. Archaeological study of Afghanistan and the problems of the Stone Age of the Afghan-Tajik depression.-AKD .- Dushanbe, 1996.- 25 p.
  2. Karimova G.R. Cult buildings of Sarazma (based on the materials of the excavations of A.I. Isakov in 1978-1986, 1989, 2000) // ART.- Dushanbe.- 2009.- Vyp. 33.- S.262-282
  3. Karimova G.R.  Sarazm mirror in the context of the rite (problem of typology of funerary culture) // Heritage of ancestors. – Dushanbe. – 2011.- No 14.- P. 99-106.
  4. Karimova G.R. 60 years of the Department of Archaeology of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan // ART.- 2011. – Vyp.35.- P.13-54
  5. Karimova G.R. Dozoroastrian beliefs of ancient Sarazma // Heritage of ancestors. – Dushanbe. – 2012.- No 15.- P. 119-130.
  6. Karimova G.R. Accidental finds of an axe – Tesla and Celts in Penjikent district.   ART.- Dushanbe. – 2013- Vyp. 36.- S. 127-142.
  7. Karimova G.R.  Mirror in connection with funerary rites in the Chalcolithic and Bronze Age (based on the materials of ancient burial grounds of Tajikistan). // The Last Encyclopedist: to the 90th Anniversary of the Birth of B.A. Litvinsky.- M.- 2013.- P. 200-221.
  8. Karimova G.R. Tajikistan // Ancient and medieval religions of Central Asia and Azerbaijan in the monuments of archeology./ Traditional beliefs and shamanism.- Samarkand.- 2016.- Volume 1.- P. 138-199.
  9. Karimova G.R. Museums of Penjikent. (Series: Museums of Tajikistan).- Dushanbe: Offset Print, 2016.- 60p.
  10. Karimova G.R. Seals of Sarazma-pictographic signs or the first signs of proto-writing.// From Tajikistan to Turpan: traces of cultural interaction and heritage of Sogdians / Materials of the international conference in 2016 -Dushanbe.- (in press)
  11. Karimova G.R. Color symbolism in the culture of ancient Sarazma.  //Ahbori Osorkhonai millii Chumhurii Tojikiston.- Dushanbe: Dakiki.- 2017.- P. 84-95
  12. Karimova G.R. Headdress of the Sarazm priestess // Problems of archeology and history of Tajikistan. To the 80th anniversary of the birth of the academician of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Yusuf Yakubovich Yakubov.- Sb. articles / Otv. editor G.R. Karimova.- Dushanbe: “Donish”.- 2017.- P.66-74
  13. Karimova. G.R. Mosque – Olim Dodho Madrasah in Penjikent (based on archival materials of the 1950s, 70s).  // ART.- Dushanbe, 2016. – Vol. 38, p.342-375
  14. Karimova G.R. Mausoleum of Khoja Muhammad Bashoro in the village of Mazori – Sharif of Penjikent district // ART .- Dushanbe, 2017.- Vyp. 39.- S. 288-315
  15. Karimova G.R. Christianity on archaeological materials of Tajikistan // Dushanbe Almanac. Interaction of religious and cultural traditions.- M.: IPO “At the Nikitinsky Gates”.- 2017.- P. 120-139
  16. Karimova G.R. Religion in the petroglyphs of Tajikistan // Muarrich.- Dushanbe, 2019.-No 1 (17).- P. 92-114
  17. Karimova G.R. Asht complex of petroglyphs (Asht district) // Nomination of the World Heritage. Fergana-Syrdarya corridor of the Silk Road [Tajikistan]/ compilers: G.R. Karimova, T.G. Filimonova, N.T. Rakhimov.- Dushanbe: Offset – Empire.- 2019.- P. 133-152
  18. Karimova G.R. Religion in the petroglyphs of Tajikistan // Muarrich.- Dushanbe, 2019.-No 1 (17).- P. 92-114
  19. Karimova G.R. Architectural complex Sheikh Muslikhiddin (Khujand) // Nomination of the World Heritage. Fergana-Syrdarya corridor of the Silk Road [Tajikistan]/ compilers: G.R. Karimova, T.G. Filimonova, N.T. Rakhimov.- Dushanbe: Offset – Empire.- 2019.- P. 42-72
  20. Karimova G.R. Mosque-madrasah Abdulatif Sulton (Istaravshan) // Nomination of the World Heritage. Fergana-Syrdarya corridor of the Silk Road [Tajikistan]/ compilers: G.R. Karimova, T.G. Filimonova, N.T. Rakhimov.- Dushanbe: Offset – Empire.-2019.- P. 176-198
  21. Karimova. G.R., Kurbanov Sh.F. Rock carvings in say Khavzak.  // ART.- Dushanbe, 2014.- Vol. 37, p.78-99.
  22. Karimova. G.R., Kurbanov Sh.F. Rock paintings in say Khavzak. // ART.- Dushanbe, 2014.- Vyp. 37, p.78-99.
  23. Kurbanov Sh.F. Karimova G.R. Accidental find – “boat-shaped” axe from the village of Urmetan // ART.- Dushanbe, 2012.- Vyp. 35, p.176-181
  24.  Razzokov A.R., Karimova G.R., Kurbanov Sh.F., Bobomulloev S.G. Sarazm.- Dushanbe: “Echod”, – 2006.- 96 p.
  25. Ranov V.A., Karimova G.R. The Stone Age of the Afghan-Tajik Depression.- Dushanbe: “Devashtich”, 2005.- 487 p.
  26. Ranov V.A., Karimova G.R. Rock paintings in the upper reaches of the Zarafshan valley.  // ART.- Dushanbe, 2013- Vol. 36, p. 249-273
  27. Rakhimov N.T., Karimova G.R. Architectural complex Hazrati Bobo (Khujand) // Nomination of the World Heritage. Fergana-Syrdarya corridor of the Silk Road [Tajikistan]/ compilers: G.R. Karimova, T.G. Filimonova, N.T. Rakhimov.- Dushanbe: Offset – Empire.- 2019.- 222 p. (P. 73-88)
  28. Rakhimov N.T., Karimova G.R. Mausoleum of Hazrati Shokh (Isfara) // Nomination of the World Heritage. Fergana-Syrdarya corridor of the Silk Road [Tajikistan]/ compilers: G.R. Karimova, T.G. Filimonova, N.T. Rakhimov.- Dushanbe: Offset – Empire.-2019.- 222 p. (P. 199-221)
  29. Ranov V.A., Karimova G.R. Rock paintings in the upper reaches of the Zarafshan valley. // ART.- Dushanbe, 2013- Vyp. 36, p. 249-273.
%d bloggers like this: