Institute of History and Cultural Heritage, Kyrgyz Republic

Институт истории и культурного наследия

Bakyt AMANBAEVA‘s team has been working with the Manuscript Archive of the Institute of Language and Literature of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (the former archive of the Department of Social Sciences of the Academy of Sciences of the Kyrgyz SSR) which contains 4300 items. A significant portion of this collection are documents from archaeological expeditions (work programmes, instructions, plans, diaries, route maps, photographs and reports) dating from the 1920s to the 1950s.


Simultaneously, they have been working with materials from the Department of Source Studies and Manuscript Heritage, formed in 2012 as part of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the NAS of the Kyrgyz Republic. Among the 2000 items are the personal archives of several well-known researchers from Kyrgyzstan (scroll down beyond the photos to read short bios on these individuals): Vladimir Mokrynin who studied stone sculptures in the Issyk-Kul region during the 1970s; Vladimir Ploskikh who in 2015 led a diving expedition in Tup Bay; Sinologist Galina Suprunenko, and Vladimir Galitsky among others (see bios on these scholars and others below).


During the winter of 2020 the team began working in the museum laboratory of the Department of History of the Humanitarian Faculty of Kyrgyz-Turkish Manas University. The records of the first Kyrgyz archaeologist I. K. Kojomberdiev, and local historians who were involved with studying specific monuments are stored.


In the months of April-May 2020 the team were working from home but remained busy digitising the personal records of Valentina Goryacheva and Bakyt Amanbaeva who have both worked extensively in the Chui valley.
Meanwhile in Kyrgyzstan, another team from the Ministry of Culture, Information and Tourism is working on the archive of the Republican Inspectorate for the Protection of Historical and Cultural Monuments, which contains more than 70 folders with both old and new monument passports.

СПРАВКА ОБ АРХИВАХ,
материалы из которых обработаны нами
за период со второй половины октября 2019 г. по май 2020 г. (Кыргызстан, Бишкек)

  1. На первом этапе мы работали в Рукописном архиве Института языка и литературы НАН КР (бывший архив Отделения общественных наук АН Кирг. ССР), в хранилище которого сосредоточено 4300 единиц рукописного материала. Существенную его часть представляет документация археологических экспедиций в виде программ работ, инструкций, планов, дневников, маршрутных карт, фотоснимков и отчетов, начиная с конца 20-х до 50-х годов прошлого века (илл. 1–3).
  2. Одновременно обработаны и материалы Отдела источниковедения и рукописного наследия, образованного в 2012 году в структуре Института истории, археологии и этнологии НАН КР. Общее количество хранящихся в Отделе документов около 2000 единиц. Среди них личные архивы ряда известных исследователей Кыргызстана – В. Мокрынина, В. Плоских, Г. Супруненко, В. Галицкого и других (фото 4–6 ).
  3. Зимой 2020 года мы занимались архивом музея-лаборатории отделения истории Гуманитарного факультета Кыргызско-Турецкого Университета «Манас», в котором хранятся архивы первого кыргызского археолога И.К. Кожомбердиева, а также некоторых краеведов, изучавших отдельные памятники.
  4. Весной, во время карантина, работали дома, с личными архивами В.Горячевой и Б. Аманбаевой (фото 7).
  5. Группа из Министерства культуры, информации и туризма занимается архивом Республиканской инспекции по охране памятников истории и культуры, содержащей более 70 папок с паспортами старого и нового образцов (фото 8–9).
    Координатор проекта Б.Аманбаева
some images from the archives and the intrepid individuals working with them (including Bakyt Amanbaeva who has been working from home). scroll down to read about the archaeologists whose research is held in these rooms. Professor Amanbaeva continues to add her own work to these stores.
Mokrynin Vladimir Petrovich (1937-2006) Мокрынин Владимир Петрович

Мокрынин Владимир Петрович (1937–2006), кандидат исторических наук, тюрколог по специализации, с 1973 г. начал работать в Институте истории. В 1986 г. был назначен заведующим сектором археологии. В.П. Мокрыниным проведены раскопки разновременных курганных памятников в Кетмень-Тюбинской долине в последний год перед ее затоплением (1973), в Чуйской долине (1974–1975, 1978) и Иссык-Кульской котловине. На Иссык-Куле он также занимался подводной археологией. Наиболее резонансным событием стало открытие памятника Сары-Булун (совместно с В.М. Плоских), расположенного в Тюпском заливе и отождествляемого с городом Чигу. Помимо специальных работ, ими написан ряд популярных произведений, посвященных различной тематике: каменным изваяниям, кладам, подводным городам Иссык-Куля и др.


Mokrynin Vladimir Petrovich (1937-2006), candidate of historical sciences, Turkologist by specialisation, started working at the Institute of history in 1973. In 1986, he was appointed head of the Department of archeology. V. p. Mokrynin conducted excavations of various burial mounds in the Ketmen-tyubin valley in the last year before its flooding (1973), in the Chui valley (1974-1975, 1978) and the Issyk-Kul basin. On Issyk-Kul, he was also engaged in underwater archaeology. The most resonant event was the opening of the Sary-Bulun monument (together with V. M. Flat), located in the Gulf of Tyup and identified with the city of Chigu. In addition to special works, they wrote a number of popular works on various subjects: stone sculptures, treasures, underwater cities of Issyk-Kul, etc.

Vladimir Mikhailovich Ploskikh (1937) Плоских Владимир Михайлович

Плоских Владимир Михайлович (1937) – один из ведущих историков Кыргызстана, доктор исторических наук (1979), академик НАН КР (1997), академик Российской академии педагогичес­ких и социальных наук. В Институте истории Академии наук Киргизской ССР начал работать с 1962 г. старшим лаборантом. После окончания аспирантуры был зачислен младшим научным сотрудником в сектор археологии и этнографии. Впоследствии был зам. директора по науке Института истории, а 90-е годы – вице-президентом Отделения общественных наук НАН КР. Совместно с В.П. Мокрыниным занимался подводной археологией на Иссык-Куле.

Vladimir Mikhailovich Ploskikh (1937) – one of the leading historians of Kyrgyzstan, doctor of historical sciences (1979), academician of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (1997), academician of the Russian Academy of Pedagogical and Social Sciences. He started working at the Institute of History of the Academy of Sciences of the Kyrgyz SSR in 1962 as a senior laboratory assistant. After completing his post-graduate studies, he was enrolled as a junior researcher in the Department of Archaeology and Ethnography. Later, he became a deputy director of science of the Institute of History, and vice-president of the Department of Social Sciences of the National Academy of Sciences. Together with V. P. Morinini he was engaged in underwater archaeology in Issyk-Kul.

Galina Pavlovna Suprunenko (1940) Супруненко Галина Павловна

Супруненко Галина Павловна (1940), синолог, кандидат исторических наук, окончила факультет востоковедения в Москве и начала свой трудовой путь в Институте истории АН Кирг.ССР во Фрунзе в 1962 г. Основываясь на китайских источниках, изучала дипломатические и экономические отношения между Танской империей и Кыргызским каганатом. В 1970-е годы перевела ряд китайских источников цинского периода, являющихся ценной информацией по истории кыргызов ХVIII века. В 1980-е годы ею расшифрованы надписи на китайском языке на каменных стелах, найденных на городищах Ак-Бешим и Красная Речка, позволивших внести уточнения в датироку некоторых событий, происшедших на этой территории в ранее средневековье.

Galina Pavlovna Suprunenko (1940), Sinologist, candidate of historical sciences, graduated from the Faculty of Oriental Studies in Moscow and began her career at the Institute of History of the Kyrgyz SSR in Frunze in 1962. Using Chinese sources, she studied the diplomatic and economic relations between the Tang Empire and the Kyrgyz Khaganate. In the 1970s, she translated several Chinese sources of the Qing Dynasty, which are still a valuable source of information on the history of the Kyrgyz of the 18th century. In the 1980s, she deciphered inscriptions in Chinese on stone steles found in the settlements of AK-Beshim and Krasnaya Rechka, which made it possible to clarify the dating of some events which occurred on this territory in the early Middle Ages.

Galitsky Vladimir Yakovlevich (1925-2004) Галицкий Владимир Яковлевич

Галицкий Владимир Яковлевич (1925–2004). В 1956 г. он начал свою работу в Институте истории Академии наук Кирг.ССР. Сначала младшим научным сотрудником, затем и старшим научным сотрудником Отдела истории Кыргызстана с древнейших времен до конца XIX в., до 2004 г. Областью научных интересов В.Я. Галицкого была экономическая история Кыргызстана во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Его монография, посвященная основанию и развитию Пишпека была первым трудом по истории города. По городу Ош было проведено такое же исследование совместно с В.М. Плоских. Он был одним из авторов академического издания «Истории Киргизской ССР» 1963, 1968, 1986 гг. изданий, БСЭ (2-го изд.), КСЭ, столичной и областных энциклопедий (г. Фрунзе, Чуйская, Ошская области, Иссык-Куль, Нарын).


Galitsky Vladimir Yakovlevich (1925-2004). He began work at the Institute of History of the Academy of Sciences of the Kyrgyz SSR in 1956. First as a junior researcher, then as a senior researcher in the Department of History, researching all periods, from ancient times to the end of the 19th century. He specialised in the economic history of Kyrgyzstan in the second half of the 19th to early 20th centuries. His monograph on the foundation and development of Pishpek was the first work on the history of the city. The same study was conducted in the city of Osh together with V. M. Ploskikh. He was one of the authors of the academic publication History of the Kyrgyz SSR in 1963, 1968, 1986 with publications: BSE (2nd edition), KSE, metropolitan and regional encyclopaedias (Frunze, Chui, Osh regions, Issyk-Kul, Naryn).

Kojomberdiev Isman Kojomberdieva (1928-1988) Кожомбердиев Исман Кожомбердиевич

Кожомбердиев Исман Кожомбердиевич (1928–1988), археолог, кандидат исторических наук, ученик А.Н. Бернштама и М.П. Грязнова. Первый кыргызский профессиональный археолог. Закончил исторический факультет Кыргызского государственного университета. Учился в аспирантуре Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1950–1953). Свою научную деятельность начал с продолжения исследований известного памятника в Таласской долине – Кенкольского могильника, давшего богатый и разнообразный материал. В 1954 г. был зачислен в Институт языка и литературы младшим научным сотрудником сектора истории, а с января 1955 г. – младшим научным сотрудником сектора археологии и этнографии Института истории Академии наук Кирг.ССР. С 1974 г. возглавил сектор археологии Института истории. В 1987 г. в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР ему была присуждена степень кандидата исторических наук по совокупности опубликованных работ. И. Кожомбердиев более 20 лет исследовал огромное количество разновременных памятников Кетмень-Тюбинской долины, находившихся в зоне затопления водохранилища Токтогульской ГЭС. Поэтому этот район является одним из наиболее изученных в Кыргызстане в археологическом плане.


Kojomberdiev Isman Kojomberdieva (1928-1988), student of A.N. Bernshtam and M.P. Gryaznov, candidate of historical sciences, and the first Kyrgyz professional archaeologist. Graduated from Kyrgyz State University, History Department. He studied at the Leningrad Department of the Institute of History of Material Culture of the USSR Academy of Sciences (1950-1953). He began his scientific activity by participating in research at the famous Talas Valley monument: Kenkol burial ground, which gave a rich and diverse material. In 1954 was enrolled at the Institute of Language and Literature as a junior research fellow, Department of History; then in January 1955 as junior researcher of the Department of Archaeology and Ethnography, Institute of History, Academy of Sciences of Kyrgyz SSR. In 1974 he headed the sector of archaeology of the Institute of History. In 1987, at the Leningrad Department of the Institute of Archaeology of the USSR Academy of Sciences, he was awarded the degree of candidate of historical sciences in the aggregate of published works. For more than 20 years, Kojomberdiev explored a huge number of diverse monuments, including Saka barrows in the Ketmen-Tyube Valley (located in the inundation area of the Toktogul HPP reservoir). Therefore, this area is one of the most studied in Kyrgyzstan in terms of archaeology.

Valentina Goryacheva (1939) Горячева Валентина Дмитриевна

Горячева Валентина Дмитриевна (1939), ученица М.Е. Массона, пришла в сектор археологии в конце 60-х годов, после окончания ТашГУ. До Института истории она работала в Республиканском обществе охраны памятников. Сферой ее научных интересов были средневековые памятники Кыргызстана: городище Узген, мавзолей Шах-Фазиль на юге Кыргызстана, затем в середине 70-х годов – городище Бурана. По результатам исследований и под руководством П.Н. Кожемяко была написана и защищена кандидатская диссертация, позже издана отдельной монографией «Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии: Бурана, Узгенд, Сафид-Булан». В 80-х годах В.Д. Горячева начала исследование городища Красная Речка в Чуйской долине. Работы на Красной Речке проводились совместно с казахскими археологами в рамках сотрудничества Института истории АН Кирг.ССР и Института истории и археологии АН Каз.ССР (проф.К.М. Байпаков). Во второй половине 70-х – начале 80-х годов в СССР началась работа по составлению Свода памятников. В Кыргызстане (1982) этой темой занимался Институт истории АН Кирг.ССР. Отдел по подготовке Свода памятников республики возглавила В.Д. Горячева. Однако эта работа не была завершена в том формате, в каком планировалась. В 2010 г. она защитила докторскую диссертацию и издала монографию “Городская культура тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII вв.), в которой были обобщены итоги исследований средневековой городской культуры северного Кыргызстана за последние десятилетия.

Valentina Goryacheva (1939), a student of M.E. Masson, came to the sector of archaeology in the late 1960s, after graduating from TashSU. Before arriving at the Institute of History, she worked for the Republican society for the protection of monuments. Her research interests were the Medieval monuments of Kyrgyzstan: the Uzgen settlement, the Shah Fazil mausoleum in the South of Kyrgyzstan. Then, in the mid-70s, the Burana settlement. According to the results of research, and under the guidance of P.N. Kozhemyako, she wrote and defended his PhD thesis, later published a separate monograph titled Medieval Urban Centers and Architectural Ensembles of Kyrgyzstan: Burana, Uzgend, Safid-Bulan. In the 80s, V.D. Goryacheva began exploring the settlement of Krasnaya Rechka in the Chui valley. The work on the Red River was carried out jointly with Kazakh archaeologists in the framework of cooperation of the Institute of History. The Kyrgyz SSR and the Institute of History and Archaeology of Academy of Sciences Kazakh SSR (Professor K.M. Baypakov). In the second half of the 70s and early 80s in the USSR, work began on the compilation of the arches of monuments. In Kyrgyzstan (1982), this topic was studied by the Institute of History of the Kyrgyz SSR. The department for preparing the arches of monuments of the Republic was headed by V.D. Goryacheva. However, this work was not completed in the format planned. In 2010, she defended her doctoral dissertation and published a monograph titled Urban Culture of the Turkic Khaganats on the Tian Shan (mid 6th to early 13th centuries) which summarised the results of research on the Medieval urban culture of Northern Kyrgyzstan over the past decades.

Pyotr Nikitich Kozhemyako (1918-1973) Кожемяко Петр Никитич

Кожемяко Петр Никитич (1918–1973) окончил в 1942 г. Среднеазиатский государственный университет (г. Ташкент, историко-филологический факультет по специализации “археология”. В 1946 г., сразу после демобилизации, П.Н. Кожемяко начал работать в Музее национальной культуры Киргизского филиала Академии наук СССР в должности младшего научного сотрудника отдела археологии, а с образованием Академии наук Кирг.ССР – младшим научным сотрудником сектора археологии и этнографии Института истории. В 1960 г., после защиты кандидатской диссертации, возглавил сектор археологии, которым руководил до 1973 г. В 1953–1955 гг. являлся сотрудником Киргизской комплексной археолого-этнографической экспедиции и работал в группе под руководством А.П. Окладникова, руководил Чуйским отрядом (работы на Ак-Бешиме); в 1956 г. был уже начальником ККАЭЭ. В 1953–1954 гг. произвел всесторонние обследования городища Бурана, в том числе знаменитого минарета. В 1961–1963, 1969, 1972 гг. исследовал городище Красная Речка, где им был вскрыт буддийский храм и другие объекты. Занимаясь изучением раннесредневековых городов Чуйской и Таласской долин, Внутреннего Тянь-Шаня, П.Н. Кожемяко выявил особенности топографии и их генезиса и развития. Его перу принадлежит монография “Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины” (1959), которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время, а также более 30 серьезных научных статей.

Pyotr Nikitich Kozhemyako (1918-1973) graduated in 1942 from the Central Asian State University (Tashkent, faculty of History and Philology, specialisation: archaeology. In 1946, immediately after demobilisation, P.N. Kozhemyako began working at the Museum of National Culture of the Kyrgyz branch of the USSR Academy of Sciences as a junior researcher in the Department of Archaeology, and with the formation of the Academy of Sciences of the Krygyz SSR – a junior researcher in the Department of Archaeology and Ethnography of the Institute of History. In 1960, after defending his PhD thesis, he became head of the Department of Archaeology, which he managed until 1973. From 1953 to 1955, he was an employee of the Kyrgyz complex archaeological and ethnographic expedition and worked in a group under the leadership of A.P. Okladnikov, who led the Chui detachment (work on AK-Beshim); in 1956, he was already the head of the KKAE. During these years, he made a comprehensive survey of the Burana settlement, including the famous minaret. From 1961 to 1963, and then in 1969 and 1972, he explored the settlement of Krasnaya Rechka, where he discovered a Buddhist temple and other objects. Studying the early Medieval cities of the Chui and Talas Valleys, the Inner Tian Shan, he identified the features of topography and their genesis and development. He published the monograph Early Medieval Cities and Settlements of the Chui Valley (1959), which has not lost its relevance, as well as more than 30 serious scientific articles.

Yuri Dmitrievich Baruzdin (1926-1963) Баруздин Юрий Дмитриевич

Баруздин Юрий Дмитриевич (1926–1963) окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности “археология” (г. Ленинград). Ученик А.Н. Бернштама, начавший свою научную деятельность в Ошском краеведческом музее, с 1957 г. продолжил ее в секторе археологии и этнографии Института истории Академии наук Кирг.ССР. К наиболее интересным работам второй половины 50-х годов относятся раскопки Ю.Д. Баруздиным могильника Кара-Булак в Баткенском р-не Ошской области (1954–1957), где был открыт новый тип памятников эпохи великого переселения народов, отличающийся от уже известного кенкольского типа. Не менее интересные исследования проведены им в Алайской долине в начале 60-х годов. Было выявлено около 15 могильников, вскрыто более 100 разновременных курганов, относящихся к сако-усуньской эпохе, а также подбойно-катакомбных захоронений и др. К сожалению, большая часть этих материалов осталась неопубликованной из-за его трагической гибели в 1963 г.

Yuri Dmitrievich Baruzdin (1926-1963) graduated from the History Department of Leningrad State University with a degree in archaeology. A student of A.N. Bernshtam, who began his scientific activity in the Osh Museum of local lore, from 1957 continued it in the Department of Archaeology and Ethnography of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Kyrgyz SSR. The most interesting works of the second half of the 1950s include the excavations of Yu. Baruzdin of the Kara-Bulak burial ground in the Batken district of Osh region (1954-1957), where a new type of monument of the era of the great migration of peoples was discovered, which differs from the already known Kenkol type. No less interesting, research was conducted by him in the Alai Valley in the early 1960s. Roughly 15 burial grounds were identified with more than 100 burial mounds of various periods belonging to the Sako-Usun epoch were uncovered, as well as underground catacomb burials, and more. Unfortunately, most of these materials remained unpublished due to his tragic death in 1963.

Vinnik Dmitry Fedorovich (1927-2007) Винник Дмитрий Федорович

Винник Дмитрий Федорович (1927–2007) окончил исторический факультет Кыргызского государственного университета в 1951 г. Там же он поступил в аспирантуру и начал свою трудовую деятельность в должности лаборанта. В 1956 г. Д.Ф. Винник был приглашен в сектор археологии и этнографии Института истории АН КР, где и проработал до сер. 90-х годов. С конца 40-х до 60-х годов он принимал участие в разных экспедициях, руководимых известными специалистами – А.Н. Бернштамом, А.К. Кибировым, П.Н. Кожемяко, работавших в различных регионах страны: на Тянь-Шане, в Прииссыккулье, Чаткале, Таласе. Долгое время занимался исследованием городища Бурана, на котором им открыты руины четырех средневековых мавзолеев и средневековой бани. По его инициативе и активном участии на этом городище был создан Музей под открытым небом. В начале 70-х он руководил Узгенским археологическим отрядом, который выполнял подготовительные изыскания для проведения реставрационных работ на архитектурном комплексе. Особое внимание Дмитрий Федорович уделял памятникам Иссык-Кульской котловины. Им было открыто и описано более 100 городищ, поселений и разновременных могильников. Ряд его публикаций является важным вкладом в познание далекого прошлого нашей страны.


Vinnik Dmitry Fedorovich (1927-2007) graduated from the History Department of the Kyrgyz State University in 1951. There, he entered graduate school and began his career as a laboratory assistant. In 1956, D.F. Vinnik was invited to the Department of Archaeology and Ethnography of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, where he worked until the late 90s. From the late 40s to the 60s, he took part in various expeditions led by famous specialists: A.N. Bernshtam, A.K. Kibirov, P.N. Kozhemyako, who worked in various regions of the country: on the Tian Shan, in the Priissykkul, Chatkal, Talas. For a long time, he was engaged in research of the Burana settlement, where he discovered the ruins of four Medieval mausoleums and a Medieval bath. On his initiative and active participation in this settlement, an open-air museum was created. In the early 70s, he led the Uzgen archaeological team, which carried out preparatory surveys for restoration work on the architectural complex. Dmitry Fedorovich paid special attention to the monuments of the Issyk-Kul basin. His teams discovered and described more than 100 settlements and burial grounds of various periods. Many of his publications are an important contribution to the knowledge of the distant past of our country.

%d bloggers like this: